«Уважаемые косплееры, на Танибате перед сценкой включенное состояние микрофонов проверяют наши специалисты и после этого включенные микрофоны передают в руки выступающим. Специально их проверять не нужно. Также, пожалуйста, не выключайте микрофоны, уходя со сцены. Если нужно положить микрофон на пол, предупредите об этом заранее на репетиции — постараемся предусмотреть мягкую поверхность для микрофонов. В этом случае микрофон выключать не потребуется.» — прим. оргкомитета.

 

Поскольку советовать о том, в чём ни черта не смыслишь — самое милое дело, я решил тут на досуге накатать листинг вполне очевидных рекомендаций для косплееров, касающихся не костюмов и сценариев, а ведения сценок. просто в костюмах я совсем ни бельмеса, а сценарии — это вообще отдельная песня, так что вот вам:

**учите текст**

если у вас не прокачан до бешеных размеров скилл импровизации, то ваша забывчивость не ускользнёт от глаз зрителя и может ввести в замешательство ваших напарников по косплею. гоняйте сценку до автоматизма — лишние репетиции (не в ущерб здоровью, еде и сну) никогда и никому не мешали.

**говорите текст**

проговаривайте текст вслух как можно чётче. следите за тем, чтобы вы и ваши товарищи не «глотали» последние слоги слов. не торопитесь выпалить свою фразу поскорее — вы рискуете сделать её непонятной. постарайтесь обращать внимание на неправильное ударение и прочее — очень бросается в глаза. перед генеральной репетицией и выступлением сделайте Смешную Разминку Рта и Голоса (читайте ниже) и вообще делайте её почаще.

**делайте оценку**

каждая фраза и каждое действие одного человека должна вызывать какую-никакую реакцию остальных. поставили себя на место персонажа, услышали фразу от его лица, отреагировали.

**не стучите по микрофону и не дуйте в микрофон**

удивительно, что такие очевидные вещи приходится обьяснять. микрофон сложно устроен и его легко испортить, а ещё можно навредить усилителю, акустическим системам и ушам аудитории. так что проверяйте работоспособность микрофонов по-человечески — чётко скажите туда что-нибудь приличное. можете отойти от пошлого «раз-раз» — будет даже лучше, если вы неторопливо произнесёте какое-нибудь пятизначное число, типа «двадцать четыре тысячи семьсот восемьдесят один» или фразу «ведущие педиатры доказали, что частое повторение слова «хентай» ведёт к разжижению мозга». вполне понятно, что стук по микрофону и дуновения в него происходят от нерешительности, желания проверить микрофон как можно незаметнее. но если вы так стесняетесь проверять свой рабочий инструмент при публике, может, вам стоит посидеть в зрительном зале?

**говорите в микрофон**

сценка, из которой ни слова не понятно оттого, что вы без остановки мотаете им из стороны в сторону — зрелище угнетающее. а зрители вынуждены терпеть всё это, потому что вы уже на сцене и подсказать вам никто ничего не может. подносите микрофон ко рту чуть с упреждением и не отводите его ото рта, не закончив фразу. не надо жестикулировать рукой, в которой у вас микрофон. для имитации наличия микрофонов обязательно репетируйте с зажатыми в руках маленькими пластиковыми бутылками, причём у вас их должно быть ровно столько, сколько в вашем распоряжении будет всего микрофонов на сцене — узнайте об этом у организаторов заранее. это нужно, в том числе, для того, чтобы отработать, кто кому будет передавать микрофоны, если вдруг их окажется меньше, чем участников сценки, и куда их прятать, если по плану предвидится экшн — драка там или танец. найдите внимательного и ответственного товарища, который проследит на репетициях, чтобы вы говорили в свои импровизированные «микрофоны». подберите расстояние до микрофона опытным путём: чтобы и со стороны хорошо смотрелось (не надо целоваться с микрофоном и уж тем более не надо его глотать), чтобы вас было слышно, и чтобы не громче, при этом, чем ваших товарищей по сценке — от гула средненизких частот слова перестанут быть различимыми. говорите чётко, громко и спокойно. не надо орать истеричным голосом. если же по сценарию вам надо кричать, то отведите микрофон ото рта на более приличное расстояние, чтобы звук не зашкалил, а ваша фраза не превратилась в высокочастотную пытку для ушей людей, сидящих в зале. и не пыхтите в микрофон — если в колонках шумит ваше дыхание, опустите его пониже или попробуйте направить «перпендикулярно голосу».

**помните о том, как работает микрофон**

и снова о маленьком чёрном друге. очень важно правильно обращаться с ним на сцене. микрофон выключается и включается. бывает, что выключателя два: один «питание», другой, собственно, «работа» – так может выглядеть, например, радиомикрофон. и крайне желательно, чтобы он был, всё-таки, включён в тот момент, когда вы будете в него говорить. изучите на репетиции в каком положении выключателей микрофоны включены и запомните это положение. получив микрофон от партнера по сценке, проверьте, положение выключателя. иногда бывает, что переключатель на микрофоне один и содержит три позиции. средняя позиция, как правило — это режим ожидания. в нём микрофон тоже не работает, но готов заработать моментально, когда вы сдвинете переключатель на ON. кладёте микрофон на пол? это очень плохо. лучше придумайте что-нибудь другое, но если вариантов совсем нет, то хотя бы выключите его! лично я устаю от сокрушительных ударов по голове, наносимых звуком из колонок. не наводите микрофон на динамики, будь то хоть порталы, направленные в зрителей, хоть мониторы. мониторы — это такие колоночки, которые смотрят на вас, чтобы вы слышали себя. не стоит о них забывать, иначе плавное опускание руки с микрофоном вдоль туловища может закончится всепрошибающим «УУУУУУУ», в котором, как назло, обязательно утонет ключевая фраза сценки или самая убойная шутка — а всё потому, что вы навели микрофон на источник звука. так что перед неумеренной жестикуляцией тоже было бы неплохо микрофон выключать. но если вы не доверяете себе, в том, что не забудете включить его обратно, то хоть старайтесь держаться подальше от всяких мониторов и усилителей.

**никакой кутерьмы на сцене**

пока ваши товарищи читают свой текст, не надо пробегать за их спинами, переманивая этим самым взгляды на себя. нельзя отвлекать внимание зрителей от говорящего, если это не предусмотрено сценкой. однажды я смотрел из зала один прогон приветствия команды КВН, во время которого мимо актёров прошёл обыкновенный рабочий сцены. он шёл так естественно и так по-настоящему искал нужный провод, что я решил, будто он является частью сценария. мужик, просто спокойно и неторопливо пройдя по сцене, полностью переманил на себя моё внимание, отобрав его у ярко наряженного капитана команды, читающего некий пафосный завершающий текст. вывод: держите внимание зрителя в нужной вам точке.

**если внимание сейчас не на вас, это не значит, что вас не видно**

если сценарий так предусматривает, и вам приходится некоторое время просто стоять, пока кто-то другой говорит, то не думайте, что на вас не смотрят. не крутитесь на месте, не глазейте в потолок, не ковыряйтесь в носу. и не надо думать, что ваш мимолётный жест в сторону человека за кулисами, или шёпот соседу, останутся незамеченными. помните: вы подсвечены со всех сторон и – находитесь на возвышении. любое ваше движение моментально увидят. страшно?

**не бойтесь**

перспектива, открывающаяся со сцены, оказывает сильное психологическое давление, пропорциональное размерам зала и расстоянию до зрителей. собственный голос, усиливаемый кучей аппаратуры, кажется чужим и слишком громким. нападает оторопь, страх за то, что сделаешь что-то не так, слова вылетают не изо рта, а из головы… так вот, нефига их бояться. на самом деле публика очень добра, если её правильно погладить. действуйте спокойно и уверенно. народ любит спокойных и уверенных. можно двигаться немного утрированно. моя режиссёрша говорила: «поломай тело». эта фраза отлично характеризует то, что именно стоит делать со своими скованными конечностями на сцене — не в прямом смысле, конечно. однажды попробовав, вы поймёте, о чём я.

**не поворачивайтесь задом к зрителю!**

грубо, зато правда. очень, очень важный совет. сцена диктует свои законы. когда кто-то говорит, зритель должен знать, кто это. для этого зрителю надо видеть лицо актёра, а не его багажник. если два персонажа ведут диалог, они стоят не боком к залу, а вполоборота. чтение текста спиной к зрителю, произведение активных действий спиной к зрителю, необоснованные прятания говорящих от зрителей (своим телом, например) – недопустимы!

**предвидьте авралы на сцене**

главное для актёра — не отсутствие ошибок. главное — чтобы зритель не понял, что он только что видел ошибку. ваш напарник перепутал текст? ни в коем случае не поправляйте его в открытую! если партнёр от волнения перепрыгнул через полсценки, постарайтесь намекнуть ему об этом своей репликой. забылись сами? сделайте небольшую паузу и спокойно вспомните свою реплику, но не эээкайте в микрофон и не бегайте глазами по своим товарищам, ища поддержки и подсказки.

**предвидьте авралы у пульта**

приходилось ждать своего выхода на сцену, когда его должна ознаменовать музыка, которая почему-то никак не начинается? от технических накладок на сцене вас не спасёт ничто, а потому: можете приставить помощника к звукрежу? – приставьте! пусть именно ваш человек (специально подготовленный и выдрессированный товарищ) покажет звукорежиссеру, когда и какие треки надо включать, и когда выключать. а ещё лучше сделать это на репетиции — пусть он на репетиции стоит около звукорежа и подсказывает. этим он, возможно, спасёт и вас, и вашу сценку от оглушительного провала, от вас не зависящего. если же сценка началась сразу не с того трека (и он всё никак не меняется на ваш), а помощником вы не озаботились – что же, делать нечего. возьмите микрофон и скажите: «будьте добры, трек номер 19″. ну или хотя бы название сценки. это куда лучше, чем корчиться под чужую музыку, а потом рыдать за сценой горючими слезами. кстати, поинтересуйтесь перед шоу у звукорежа, какой там номер у вашего трека.

**берегите голос**

за сутки до выступления не пейте ничего холодного и не пейте газировки, не грызите семечек, не ешьте мороженого. голос обязательно сядет, вернуть его обратно вовремя будет очень-очень трудно, а вы опять будете плакать. не надо.

**получайте удовольствие**

я уже говорил — нельзя бояться того, что собираетесь сделать. да и зачем бояться? вы отлично поработали над подготовкой своей сценки. вдохните полной грудью. выйдите на сцену спокойно и уверенно. знайте — вы и ваши друзья вооружены так, что публика сама сдастся на вашу милость. осталось только с искренним чувством собственной правоты применить своё оружие, покорить зал и принимать вагоны апельсинов и панцу фанаток.
всё. спасибо за внимание. наглые советы кончающим сценическим косплеерам я писать не рискну;)

Приложение: Смешная Разминка Рта и Голоса

Выполнив эти простые упражнения перед выступлением, вы справитесь с любым текстом на сцене – даже с Шекспиром (говорить и двигаться станет легко и приятно):

  • скажите протяжно и на одной ноте следующий текст: «ааааооооууууыыыыээээааааооооууууыыыыээээ». потом скажите «ээээыыыыууууооооааааээээыыыыууууооооаааа». повторите.
  • упражнение для нескольких человек. сядьте в круг на корточки. начинайте медленно вставать в полный рост, считая от одного до десяти. каждый новый счёт должен быть громче предыдущего. на счёт «десять» (не раньше!) вы должны стоять и говорить громким голосом. сосчитав до десяти, громко заорите «аааа!». теперь считайте от десяти до одного, присаживаясь и понижая голос. за предельно тихим «раз» должен последовать шёпот «ааааа». упражнение направлено на владение уровнем своего голоса и накоплением дыхания.
  • повторите несколько раз без запинок следующую мантру: «птэкт, птакт, птокт, птукт, птыкт»
  • cомкните губы в трубочку и вытяните вперёд. скажите слово «дудочка». растяните уголки рта в жуткой крокодильей улыбке до ушей. скажите слово «заборчик». повторите быстро несколько раз.
  • сомкните губы в «чмок». несколько раз потыкайте языком себе в щёку. в другую. в верхнюю губу, в нижнюю. теперь проведите языком спереди своих зубов, как бы облизывая изнутри губы, по кругу несколько раз.

Воспи.