###Танибата-2010, Кроме Людей, отчет

Хотела оформить в форме FAQ, как и в прошлом году, но лучше сделать в виде анализа. Естественно, это только мое мнение – то, как я видела происходящее в процессе подготовки фестиваля, и во время оного, из-за кулис. И, подобно акыну, что вижу – о том и пою.

Фестиваль, с моей точки зрения, прошел успешно, но своеобразно. Хочу привести отличительные черты этого года по сравнению с прошлым. И, в принципе, получившийся анализ может пригодиться тем, кто делает другие фестивали. Хотелось бы верить, что наши шестилетние наработки не будут использованы для подрыва нашего же авторитета.

Начнем с начала – того, что лежит в основе программы.

###Сценарии

По сравнению с 2009 г., наблюдался исходно низкий уровень сценариев (не всех, но большинства), на работу с которыми я, например, потратила процентов 50 своего времени до фестиваля. Считаю, оно того стоило.

Многих интересует, по какому принципу шел отбор (вели мы с Усаги).

К счастью, впервые за все годы, сценариев прислали чуть больше (аж на 3 штуки! ^_^), чем помещалось в программу. Тем, кому не повезло, мы объясняли, что в такой ситуации выступления отбирали:

А) по критерию качество сценария (те самые сюжет, язык, каноничность\оригинальность, зрелищность\эффектность);

Б) по частоте встречаемости данного косплея на сцене. Если у нас есть хороший сценарий по такому-то произведению, принимать по этому произведению еще и… не очень хороший лишено смысла, хотя бы потому, что в сравнении с первым он будет проигрывать гораздо сильнее.

К несчастью, исключение из программы 5% выступлений – это не отбор, а одно название. С остальными пришлось работать, вплоть до переписывания сценария с нуля (с согласия косплей-группы). Что было весьма интересно, но отнимало много времени.

Однако почти все сценарии авторы прислали вовремя, и это позволило нормально с ними поработать и дать людям время хорошо отрепетировать и сделать трек. Исключение – те сценарии, которые переделывали до последнего, и сценарий по Чайкам, который ростовско-иногородний. Собственно, сие есть причина всех бед с этим выступлением – не было времени для маневра, в чем вина автора, и мы приняли кота в мешке, в чем вина наша. Получилось нехорошо – мы отказали Чайкам из другого города (с очень слабым сценарием — лично я не знала, как вообще его можно переделать, а с источником знакома не была, и сама переписать тоже не могла), будучи свято уверенными, что второй сценарий, который нам все обещают прислать на днях, окажется великолепным (исходя из того, что эти люди раньше писали хорошие сценарии). Из случившегося мы сделали вывод, что в будущем при нарушении сроков подачи сценария сразу будет следовать отказ, если сценарию потребуется глобальная переработка (то есть, никаких просьб его переделать, попыток помочь, найти компромисс и т.д.), дабы не тратить на это время и нервы. А если будет из чего отбирать – вообще будем писать отказ любому сценарию, присланному через 2 недели после дедлайна. Потому что принимать его и нечестно по отношению к другим, и рискованно по отношению к качеству выступления.

###Тематика

Еще по содержанию. В этом году на фестивале было много околоанимешных выступлений – скажу больше, сценки по конкретным аниме\манге можно было пересчитать по пальцам. В отчетах это мало кто отметил – и возможно, мало кто заметил – но тенденция настораживает. Сама приложила к этому руку с Анимуркой, следует признать. Но большинство таких выступлений оказались в тему “Кроме людей”, что для нас, организаторов, являлось несомненным плюсом. Хотя удивляет до сих пор полное нераскрытие тематики призраков, вампиров и прочей нечисти, а также японского фольклора (Липецкие “Унесенные Призраками” – редкое и очень приятное исключение). Я-то думала, для анимещников именно они окажутся нелюдями, ан нет…

###Реакция зала

При этом околоанимещные выступления воспринимались залом очень хорошо – зачастую, лучше, чем классические. Тем не менее, зал реагировал в этом году крайне странно. Кажется, у нас научились сидеть тихо. Не могу сказать, что это очень хорошо. Хорошо, когда криками не забивают реплики, это да, это респект. Но когда на шутку или на эффектный ход нет реакции – вообще никакой – выступающие делают вывод о провале, и игра зачастую сбивается, делается по принципу “доиграть уж как-нибудь”. К счастью, в этом году мы так замучили участников репетициями, что почти все даже в таких условиях играли хорошо на полном автопилоте. Так и будем, значит, гонять – игра стоила свеч. Но о репетициях чуть позже.

Приведу пример выступления, которое безоговорочно понравилось зрителям, и при этом аплодисменты я слышала всего раз в середине выступления, и после него почти не хлопали. Неко-гимн. Я сидела за кулисами и не могла понять – неужели fail, да шикарно же выступают ребята, в чем дело?! Потом читаю отзывы – практически у каждого это выступление — в списке лучших. Неужели вам, зрители, слабо похлопать было? И этот номер далеко не единственный.

Из 3 вещей состоит атмосфера фестиваля, которая запоминается потом на год вперед. Качество организации, качество выступлений и отклик публики. С последним в этом году, мне кажется, была проблема.

Я намеренно приведу ссылку на данный отчет за неделю до Танибаты-2011. Хотите, чтобы фестиваль прошел идеально? Хлопайте тем выступлениям, что вам понравились. Окажите внимание людям, которые старались для вас!

###Репетиции

Из необычного, но хорошего. Уникальная дисциплинированность на предварительных репетициях – включая даже генеральную для местных. Расписание выдерживалось четко, мало кому приходилось ждать больше получаса, и время репетиций (за которые мы вносили оплату, разумеется) использовалось эффективно и результативно. Большинство участников сами созванивались со мной за пару дней до репетиции, оговаривали время. Очень удобно и правильно! Спасибо!

Также огромная благодарность Ню! и Мюсли, неожиданно для себя вошедшим в репетиционную команду помимо основных обязанностей. Некоторые группы мы (после 1-2 прогонов и совместного анализа) отдавали в их умелые руки, и они в отдельном зале отрабатывали с участниками все слабые места.

В результате – ни одной проблемы с микрофонами и прочих явных косяков у тех, кто репетировал с нами предварительно – в парке, в балетной… Факт. Все выключенные на сцене микрофоны – шаловливые ручки иногородних участников (несмотря на то, что на генеральных репетициях мы показывали, как работать с микрофонами), потому что Борзик подает микрофоны включенными. К примеру, нажали случайно на кнопку, укрепляя микрофон на стойке – и вуаля. А укрепили так, что какого цвета огонек, не видно.

Роняли микрофоны тоже только те, кто практически не репетировал с нами. В результате нам за малым не предъявили счет, весьма кругленький. Отмазалась чудом. А уж залу как было неприятно…

Иногородние участники, которые и в следующем году приедут только на генералку! Делайте выводы. Сотовый или шариковый дезодорант в руке во время предварительных репетиций да спасут вас, аминь!

Единственная накладка, которая была не по вине участников, и даже не по нашей, а просто форс-мажор – отсутствие клипа в Похоронах Морали. Поверьте, никто о нем не забыл. И проектор (а проекторов у нас было несколько, этот по ттх – лучший) отключился не потому, что мы не догадались его охлаждать – уж будьте спокойны, догадались. Он просто стал отключаться время от времени самопроизвольно и без причин, Тесс успевал его перезагружать до того, как он понадобится (и выключать, когда он не нужен), но на сей раз проектор вырубился через минуту после включения за мгновение до начала клипа, перезагрузка заняла несравнимо больше времени. Убеждена: остановка сценки или запуск её по новой были бы худшим решением, нежели то, что приняли мне. Молодцы участники, что продолжили играть, как ни в чем не бывало.

Это к слову высказавшихся в теме (про запись голосов), что в наш 21 век грешно не полагаться на технику. Ни в какой век нельзя на нее полагаться – ни в какой! Как, зачастую, и на людей…

Кстати, о записи голосов. Вот тема, которую я открыла за неделю до фестиваля, когда народ досылал фанеру, и у меня уши вяли. Ни у кого мнение не изменилось?

[ссылка на дайри Асни](http://www.diary.ru/~asia-al-medham/p115651505.htm)

###Отказы

Почти не было отказов за неделю до феста и накануне (кажется, в позапрошлом над нами такое проклятие висело – в последний момент отменились классные номера, и почти все по уважительным причинам). Исключения: Тиара Супернова (проблема с вокалом), о которой предупредили на генералке, когда программа уже была напечатана, разумеется. Но это форс-мажор. И одно выступление мы сняли сами – иногороднюю вокалистку. И все! Это уникально.

###Изменения в программе во время фестиваля

Было 2 изменения, первое из которым мы смогли обыграть в ведении, второе даже не пытались.

Первое – Аватары не успели загримировать своего Аватара, и номер перенесся в конец блока – причем, при составлении программы с их стороны была просьба поставить Аватаров как можно ближе к началу 1 дня. В итоге пришлось внезапно перестраивать ведение, а это означает на сцене мое незапланированное присутствие, чего я пытаюсь избежать всеми силами, ибо полно других дел, и я не ведущая. Но обыграть нам это удалось, и слава богу.

###Про ведение отдельно.

Второе изменение было особенно неприятным, потому что все те же Чайки в последний момент из сценки стали вокально-танцевальным выступлением. Координатора выступления совершенно не волновал тот факт, что в результате у нас по программе шло 3 вокальных номера подряд – Селена, Чайки с Мирасолью, Лина. Сообщили нам об этом утром второго дня, я спешно перенесла Селену ближе к концу 1 блока, а с Линой у нас была задумка, как обыграть ее песню сразу после песни Мирасоль, но она ей почему-то не воспользовалась. В принципе, вышло хорошо и без задумки. Только один нюанс. Все выступления мы обязаны просмотреть ДО того, как их увидят зрители – по очевидным причинам. Все вокальные выступления надо прогонять еще и потому, что при репетиции звукооператор Вадим (штатный ОДНТшный) настраивает звук под данного конкретного вокалиста. Вы даже не представляете (кто не был на генералках), насколько по-разному звучат хорошие исполнители до настройки микрофона и после. Вплоть до того, что мы с Усаги собирались этих самых исполнителей отправлять на дорепетицию и, возможно снимать. А потом договаривались с Вадимом, как настроить звук (частоты, реверб и прочее), и все становилось на свои места.

Так вот, несмотря на мои просьбы, Чайки так и не отрепетировали до фестиваля (даже в перерыве), и микрофон под Мирасоль настроен не был. Из-за кулис качество вокала очень сложно оценить (мониторы отвернуты, колонки тоже, доносится что-то несусветное), но я уверена, что она могла бы звучать лучше, будь у нее возможность хотя бы разок прогнаться с микрофоном. Жалко, солистка-то ого-го!

Инфо по свету и звуку операторам сообщили во время перерыва перед блоком, что тоже правильно не было. Ни одна сценка столько проблем не доставила, как это, и после всего слышать от ее автора, что мы (лично я) относились к нему пристрастно, по меньшей мере странно.

Еще мы из программы убрали нашу орговскую сценку про собрание, но причина была иная – не успевали на танибатоходики, надо было чем-то жертвовать, а чьим, кроме как своим? На программе это не отразилось, потому что сценка должна была идти уже после вокала Эрнн перед финальным танцем.

Почему Эрнн опоздала на последнее (т.о.) выступление фестиваля– не представляю. Перед ней ничего не сокращалось, блок шёл чётко по программе. Надеюсь, причина была уважительная, потому что я специально составляла последний блок так, чтобы к финалу был достигнут апогей. И все усилия и задумки пошли неке под хвост, когда драйв сбился из-за поиска вокалистки, вызывания Снегурочки всем залом и т.д. Дело вовсе не в том, что мне обидно, а в том, что фестиваль мог иметь более ошеломляющий финал, и мы со своей стороны сделали для этого все возможное.

###Вокал

Раз уж подошли к теме вокала. Недели за 3 до фестиваля я делала опрос, какое количество вокальных номеров в день зрители считают оптимальным.

[ссылка на дайри Асни](http://www.diary.ru/~asia-al-medham/p113014937.htm)

Мнения разделились на “среднее количество (7-8)” и “сколько угодно, лишь бы с визуальной составляющей”. Отзывами в этом году я потрясена – почти нет критики вокала (и его количества), что всегда было замечанием номер 1. Отбор по вокалу был 1 к 1, и явно себя оправдал, хотя в программе у нас было гораздо больше номеров с вокалом, чем 7-8 в день. Тем не менее, людям понравилось – значит, визуальная составляющая (сюжет) + качество пения — действительно те ориентиры, на которые стоит опираться при отборе, и при этом можно позволить себе десяток поющих в день без ущерба для шоу.

По качеству звука нарекания есть (кому-то нормально, кому-то громко, кому-то тихо – боюсь, что на всех не угодишь, и как правильно заметил СоНик Вадиму, “не надо громче, мы не ориентируемся на инвалидов по слуху!”) Повторю, за кулисами оценить звук нет ни малейшей возможности (мы были в панике, когда говорили Чебурашки, потому что не могли различить ничего – а ведь сколько с ними репетировали!!! Потом узнали у зрителей, что слышно было отлично). Возможно, в будущем стоит посадить сведущего человека с рацией и гарнитурой в зал рядом с нашим звуковиком, и пусть он руководит уровнем громкости трека и микрофонов, общаясь с Олегом напрямую, а с Вадимом по рации…

Были нарекания по громкости живой группы с Усаги Хаяси, но я еще на прогоне просила Вадима не делать настолько громко, в ответ и он, и группа меня заверяли, что в битком набитом зале так громко не будет. В общем, вывод пусть делают зрители.

###Танцевальные выступления

В этом году провела эксперимент, объединив 3 танца, не имеющих собственного сюжета, в сценку (Танец Ненависти – там, где был Код Гиасс из Воронежа, Прети Кью из Кирова\Наб.Челнов и Наруто Тектоникс из Краснодара) и написав на это сценарий. Имхо, получилось хорошо, судя по реакции зала, хотя бы в данном случае проявившейся. Минус – краснодарцы почти не репетировали на сцене (сценка до вечера последней репетиции была в подвешенном состоянии), в результате — 2 уроненных микрофона.

С микрофонами у Деда Мазая все понятно, выключали, “молодцы”.

Ангелы на роликах 1 раз упали, что и следовало ожидать, но быстро поднялись и зал все равно порвали, что тоже следовало ожидать.)) Как и Инь-Ян Вокалоиды. Воронеж, конечно, ставит планку для всех.

Хорошо смотрелись танцы в рамках сценки по Ван Пису. Вообще, танцы в рамках сюжета всегда смотрятся интереснее, даже если где-то рассинхрон. Пример – Темный Дворецкий. Это их первый выход на сцену был, умницы девчонки – хотя сами они выступлением и не совсем довольны.

###Мастер-классы и всякие фишки

У Эд-сана на мастерстве был полный зал, по гриму – надо спросить. На концерте тоже.

В этом году Легенду о Танабате представили в виде Царевича-Хрюшки — полная эклектика, но залу явно понравилось. Остров Сокровищ — тоже. Так что, будем продолжать – эти осенние и весенние съемки еще и чертовски веселое занятие…

Финальный танец эффектно прошел.

Не хватало открывающего танца в начале 2 дня (будем работать в направлении того, как открыть 2 день без живых групп), имхо.

###Конкурс AMV

Результаты конкурса вполне предсказуемые, отобрали лучшие, клипов присылали мало, будем продвигать конкурс еще сильнее.

###Арт, фотокосплей, сценарии

Все можно прочесть [здесь](http://tanibata.ru/forum/index.php?showtopic=1737&st=0#entry4577).

Про плагиат работы победителя конкурса арта — [отдельно](http://tanibata.ru/forum/index.php?showtopic=1742).

Хотя не представляю, как можно проверить картинку на плагиат (даже если она будет сдана за неделю до фестиваля). Специфические программы и работают весьма условно. Это же не текст.

Призыв к зрителям: надо быть активнее. Увидели, что картинка плагиат – сообщите организаторам, мы приостановим выдачу грамот и призов до выяснения обстоятельств. А после драки кулаками не машут. Конечно, мы перепечатаем грамоты и выберем еще одного победителя (3 место), но это повезло, что у нас призы остались!

И надо быть активнее в заполнении анкет, потому что 160 с чем-то проголосовавших (еще и не за все конкурсы) – это НЕ статистика. Еще удивительно, что нет претензий по результатам!

Что, кстати, безмерно радует.

###Звук, Видео и Гильдия Света, Занавес

Этот год был новичковым, потому что наш звукооператор Олег впервые сидел за компьютером в одиночку (и отлично справился), у нас появился новый специалист по управлению проектором, Тесс (переманиваем ценные краснодарские кадры! ^_^), который мужественно сражался с этим капризным и вредным девайсом, а светооператоров было целых три: Войд, который освещает Танибату с 2005 года, и 2 стажера: Рюзаки и Ками-сама. Начиная с 3 блока 1 дня, Войд садился на свет только в особо сложных случаях. И весьма радует, что ошибок практически не было не только на свете, но и на звуке\видео, а грубых – не было и вовсе.

Человек, обещавший координировать экран\занавес\задник, куда-то испарился с начала первого дня, и этим пришлось заниматься нам с Борзиком, из-за чего Царевича-Хрюшку показали на заднем экране, не успев опустить передний (мы-то думаем, что человек на месте, а он взял и ушел куда-то). Вроде, больше косяков в связи с этим не было, но отвлекало от наших обязанностей это сильно.

###Ведение

Как всегда, некоторые планы разбиваются о реалии с перестановками в программе, но в целом первый день провели, как было задумано, а во втором сокращали всё, что только можно.

###Организация

Об организации мне судить сложно. Разумеется, кому-то что-то наверняка не понравилось, но не заметила особых нареканий зрителей по отзывам и по собственным ощущениям. Второй день надо или начинать на час раньше, или делать короче (а ведение сводить к конферансу, что мы и сделали) – иначе на танибатоходиках можно ставить крест. Умудрились забыть значки, и жаль, что пришлось отказаться от катания и лишить этого счастья Олега – но зато одарили народ на выходе.

Нет разрушений, кроме одного проваленного подоконника, но это тоже был форс-мажор. Сама бы на него встала, на вид – каменная плита. А оказался гипсокартон.

Не проносили водку, и слава богу, по такой-то жаре.

По организаторской части спасибо всем оргам, выложившимся по полной, и волонтерам, некоторых из которых мы надеемся увидеть на грядущих мероприятиях уже в более ответственных ролях “ведущих волонтеров”.)) Милену и Мейро, например. И ряд других (список у Огами, он ими руководил).

###Список основного оргкомитета прошедшего фестиваля:

Учредители – **Усаги**, **Асни**

Ведущие – **Усаги**, **СоНик** (Воронеж), **Воспи**, **Чидора**, **Верданди** (все трое из Краснодара)

Ответственная за хозчасть – **Миака**, г. Киев

Ответственная за снабжение, а также украшение зала – **Белльданди** (еще помогала Ли)

Ответственная за билеты и бронь – **Мюсли**, также вошла в состав репетиционной команды

Ответственный за прессу – **Сергей**

Начальник СБ – **Грин**

Светооператоры – **Войд**, **Рюзаки**, **Ками-сама**

Звукооператор – **Олег** (и спасибо штатному звуковику ОДНТ **Вадиму**)

Оператор проектора – **Тесс**, г. Краснодар

Видеооператоры – **Сапфир** (г. Пятигорск), и **Алекс Лапшин**, **Энди** (Москва) и **Фирс** (Санкт-Петербург)

Фотограф (в фотоугле) – **Рэт**, Москва

Ответственная за сувернику – **Сям Пу**

Ответственный за дефиле – **Ню!**, также в составе репетиционной команды

Мастера конкурса АМВ – **FlashFire**, г. Таганрог, и Линт

Мастер Арта – **Астис**, Воронеж (в паре с **Блэк Сан**, г. Таганрог), отныне **Астис** – контент-менеджер сайта.

Мастер Фотокосплея, а также и ПРЕЖДЕ ВСЕГО, дизайнер – **Селена**, г. Волгодонск

Ответственные за микрофоны и закулисную работу, а также креативная группа, а также админы форума – **Борзик и Антарес**, Таганрог

Ответственная за подсчет результатов конкурсов — **Чешира**

Ответственный за волонтеров – **Огами**, Таганрог

Медик – **Шкода**, Пятигорск

Спасибо вам всем!

И их помощникам, волонтерам и просто добрым людям, неожиданно для нас (и зачастую, себя самих) подключившимся к работе!

Мы провели Танибату-2010!